Почему Сова?

 

сова8

Удивительно, но древние предания про мудрую Сову имеют и археологические подтверждения. Здесь, на улице Варваринской археологами были найдены славянские и мерянские украшения XI века – среди которых самое выдающееся – редкая подвеска из сплава меди, олова и серебра, изображающая древнего героя – мужчину, укрощающего двух поднявшихся на дыбы коней. Она могла сохраниться в культурном слое славянского поселения единственным способом. Эту драгоценность отец-мерянин оставил своему сыну от славянской девушки, чтобы тот помнил свои древние корни. Археологи регулярно находят в Плёсе славянские и мерянские украшения X-XII веков – перстни, браслеты, височные кольца, любимые всеми, финно-угорскими народами шумящие подвески с бубенчиками и утиными лапками, привески, изображающие коней и водоплавающих птиц.

сова2Но одна находка немало удивила работавших археологов. Удивила и, конечно, порадовала. Потому что такие находки совершаются, может быть, раз в сто лет. И здесь, на улице Варваринской, это случилась уже на исходе полевого археологического сезона 2014-го года.

Самая тяжёлая работа у археологов выпадает всегда на последние дни: нужно ещё добрать последние слои и исследовать оставленные древними людьми ямки. Большинство этих ямок никакого интереса и не представляют. Вот здесь был вкопан деревянный столб – дерево истлело и осталось уходящее в рыжую глину тёмно-коричневое круглое пятно: коричневую землю нужно аккуратно выбрать совком, но никаких находок, конечно, здесь обнаружено не будет. Вокруг усадьбы – стройная линия таких тёмных пятнышек: это остатки древней ограды, частокола. В углу обнесённого частоколом участка обнаружена мусорная яма – большая удача для археолога, потому что здесь будут найдены фрагменты разбитой керамической посуды, обломки железных ножей, костяных гребней и других предметов повседневного быта. То, что уже не могло пригодиться в хозяйстве, выбрасывали сюда: в хозяйстве негодно, а для того, чтобы представить повседневный уклад в древности, – в самый раз.

Однако самая сложная для археолога задача – вообразить духовные мир людей, живших здесь некогда. И вот одна такая ямка – в самом центре исследуемого участка, в расчищенном в раскопе бревенчатом срубе, прямо перед печью-каменкой, сложенной из плоских камней. Ещё когда саму печь-каменку расчищали, обратили внимание, что один камень как будто выбивается из общей логики – уложен аккуратно, но к самой печи отношения не имеет, в нескольких сантиметрах от топки, напротив входа в избу. И положен он ниже уровня пола. Уже потом, когда печь была полностью расчищена, зарисована, сфотографирована со всех ракурсов, настала очередь снимать этот камень. Вот тут-то и ждал археологов сюрприз. И сам камень необычный – это кусок редкого красноватого гранита, специально расколотый таким образом, чтобы придать ему плоскую форму. Под камнем – остатки истлевшей кожи с причудливым тиснёным узором и плетёной кожаной шнуровкой. Если восстановить форму, получается поршень – древнерусская кожаная туфля на мягкой подошве. А внутри поршня – литая серебряная подвеска в форме птицы. Серебро – дорогой металл. Серебряная подвеска – редкая привилегия, её носил человек знатный. Но и изображённая птица необычна.

сова3Чаще в наших местах встречаются водоплавающие птицы – уточки или гуси. А здесь – расправленные хвост и крылья с широкими мягкими перьями, круглая почти человеческая голова с большими глазами, острый клюв треугольником и как будто острые ушки. Не нужно быть специалистом, сразу видно, что это сова, а может быть, филин, ночной сторож, птица, широко распространённая в наших широтах. Впрочем, не многие её видели. Ночью стоит выйти на окраину Плёса, зайти за Варваринскую церковь к подножью Холодной горы, – обязательно уханье да аханье ночного сторожа услышишь. Правда, не каждый сможет сову узнать по голосу. Наверняка, тысячу лет назад жившие здесь меряне голос совы знали очень хорошо.

Одна сложность найти драгоценную серебряную сову. Не меньшая сложность – дать этой находке объяснение. Дело в том, что сова для славянской культуры – персонаж чуждый. Погрузиться нужно в верованья жившей здесь мери. Но и это не легко, ведь мерянский язык не сохранился, мифы мери не записаны. Приходится опираться на аналогии из мифологии других финских народов – саамов, карелов, поволжских финнов – мари и мордвы. Ну, и конечно, на сказки, которые до сих пор можно услышать здесь в Поволжской глубинке. Например, в доме у бабушки Ксении.

сова6– Бабушка Ксения, расскажи про сову. Зачем она ночью ухает? Кого охраняет?

– Сова птица старая. Может быть, и самая старая. Вот ведь и ночь старше дня. Так и сова старше дневных птиц и зверей. И с каких пор сова живёт в нашем лесу, никто не ведает. А только одно люди старые рассказывали, что когда первый человек пришёл в эти края, то стал он со всеми рыбами, птицами, зверем лесным договоры заключать.

Щука обещала человеку самую жирную рыбу в сеть загонять. Гусыня сказала, что будет всегда по семь яиц нести – шесть себе и одно человеку. Лось сказал, что уйдёт в болото и не будет коровьи пастбища топтать. Человек в ответ слово дал, что не будет брать лишнего ни в воде, ни в лесу, а только то, что для жизни необходимо.

С такими уговорами обошёл человек всех рыб и зверей, и птиц. А последней к сове подошёл. Наверно, потому, что спала сова и только в сумерках пробудилась. «Ну, сова, – говорит человек. – О чём с тобой будем договариваться? Что ты мне дать сможешь? И чего от меня хочешь?»

Сова головой повертела в разные стороны и отвечает: «Я сова-ночной сторож. Много знаю, много ведаю! Сижу высоко, а вижу там, куда и не смотрит никто. Вот и сейчас вижу, что ты, человек, договоры с рыбами, птицами да со зверем лесным заключил, а только сам не знаешь, хватит ли у тебя сил эти договоры исполнять. Обещал ты щуке, гусыне и лосю не брать лишнего, а ведь сам не знаешь, сколько тебе нужно. Ведь всего тебе мало кажется».

Задумался человек, не знает, что ответить.

А сова продолжает: «Вот я, сова, и буду твоим сторожем. Буду смотреть за тобой пристально. В самое нутро твоё буду смотреть. И остальным речным и лесным жителям про тебя рассказывать. Если я по ночам ухаю да ахаю, значит, ты, человек, договор блюдёшь, лишнего не берёшь. А если захохочу страшным голосом, значит, жаден ты, человек, значит много взял, значит освобождаю я зверей и птиц от договора с тобой. А мне от тебя, человек, ничего не нужно!»

Понял человек, что мудрая сова дело говорит и что слова её строгие, но справедливые. Согласился на её условия. Вот так в мире с совой и жил долгое время. К сове каждую ночь все птицы и рыбы, всё зверьё лесное внимательно прислушивается. А человек – главный слушатель: слушает и себя блюдёт. А чтобы дети об этом уговоре знали и не забывали, стал человек фигурки совиные делать и детям в башмачок подкладывать: куда ни пойдёшь, а уговор с тобой.

сова5Вот такую сказку рассказала бабушка Ксения. И сказка разъясняет загадку «совиного» клада, найденного археологами. Юноша-мерянин, уходя на восток, в новые края, должен был оставить для своей возлюбленной и для своего новорожденного сына ночного сторожа. Пусть древняя сова следит, чтобы пришедшие на берега Волги люди не забывали о старинных договорах с окружающим их миром. Пусть сама природа в исполнение тех самых договоров заботится о человеке, который, может быть, и преданий старинных не знает.

Поэтому-то и мы решили бережно сохранять память о людях, которые жили в Плёсе до нас. Древняя Сова оберегала самых первых людей в этих краях, как об этом рассказывает бабушка Ксения. Потом её попечению были переданы пришедшие в Плёс славяне, и об этом свидетельствует уникальная находка археологов. И мы назвали наш отель в честь Большой Совы. Пусть ночной сторож своим уханьем и аханьем свидетельствует, что люди в Плёсе соблюдают договоры с природой и что окружающий нас мир будет добрым и уютным.

сова1